ЭДМУНД БЁРК КАК ЭСТЕТИК

ЭДМУНД БЁРК КАК ЭСТЕТИК

И счастлив тот, кто средь волненья Их обретать и ведать мог. Значение таких явлений со всей полнотой может быть раскрыто лишь в ходе жизнедеятельности ряда поколений. Возвышенное в искусстве Возвышенное в искусстве. Грекицаря богов видели в могучем Зевсе. В Олимпии в храме Зевса и в скульптурном изображении бога-громовержца выразительно запечатлено возвышенное. Храм Зевса был повержен землетрясением. Статуя была так рассчитана по отношению к высоте храма, что если бы сидящий бог поднялся, то головой пробил бы крышу.

Возвышенное и низменное

Прием остранения как опыт возвышенного от поэтики памяти к поэтике литературы И вот я не умею ни слить, ни связать все то странное, что я видел в России Виктор Шкловский1 Пожалуй, главной чертой, делающей русский формализм уникальным явлением в истории гуманитарной мысли, была внутренняя потребность его представителей, преодолевая границы теоретических спекуляций и исторических исследований, превращать литературу из объекта описания в предмет собственного творчества.

В этой статье меня будет интересовать один из аспектов подобной системности, создающей общий идейный контур из текстов, принадлежащих к разным жанрам научного и художественного письма. Я попытаюсь описать принцип остранения не просто как поэтический прием, но как эпистемологический метод, подводящий к познанию законов истории литературы и позволяющий, не снимая при этом противоречий, вписать собственную биографию в радикальный травматический ход истории.

В этой связи принцип остранения будет включен в аналитическую конструкцию, элементами которой станут понятия идентичности, травмы, возвышенного, памяти и ее повествовательной репрезентации. При этом механизмы этой репрезентации поэтика памяти окажутся связанными с механизмами поэтической речи поэтикой литературы — такими, как их описывали русские формалисты.

Согласно Канту, бывают ситуации, когда мы созерцаем силы природы, угрожающие нам то чувство, порождаемое подобной ситуацией, есть чувство страха. Но последний источник чувства возвышенного — даже не культура.

Динамически возвышенное Динамически возвышенное есть, по Канту, эстетическое суждение, в котором природа рассматривается как сила, но как сила, не действующая на нас насильственным образом Согласно Канту, бывают ситуации, когда мы созерцаем силы природы, угрожающие нам и без- мерно превосходящие нашу способность сопротивления. Если опасность при этом реальна и если мы сознаем свое полное бессилие и ничтожество своей способности сопротивления, то чувство, порождаемое подобной ситуацией, есть чувство страха.

В таком чувстве нет ничего эстетического. Но если, созерцая перед собой эти грозные, разрушительные и гибельные силы, мы сами находимся в безопасности, то в нас возникает не чувство страха, а чувство особого рода. Здесь созерцание этих явлений поднимает наши силы над обычным уровнем, в своей собственной душе мы находим перевес силы над природой. В этом случае в способности нашего разума мы находим другой — нечувственный — масштаб, в сравнении с которым все в природе недостаточно велико и который всю эту бесконечность природы имеет под собой как единство Здесь сама неодолимость могущества природы, открывая нам, как физическим существам, наше физическое бессилие, в то же время открывает в нас способность судить обо всем вне зависимости от этого бессилия.

В таких случаях природа признается — в нашем эстетическом суждении — возвышенной.

Как и где зарождается страх? Что происходит с нашей психикой, когда мы чего-либо боимся? Если у вас есть какой-то страх, то задайте себе магический вопрос: Как я узнаю о своём страхе?

Для анализа возвышенного необходимо деление, которого анализ и динамически возвышенное (§ 24); Чувство возвышенного предполагает связанное Природа, в эстетическом суждении рассматриваемая как сила, которая не мы находим наши силы недостаточными для этого, оно предмет страха.

Возвышенное в истории эстетической мысли Возвышенное в истории эстетической мысли. Трактат Цецилия не дошел до нас. По традиции, неизвестного автора условно называют Псевдо-Лонгином. Псевдо-Лонгин отмечает духовные источники возвышенного: Эпоха Средневековья Эпоха Средневековья связывала возвышенное с Богом. Характерно доказательство Ансельмом Кентерберийским существования Бога.

Но в понятие о высшем благе входит бытие, ибо небытие — не благо, а зло. Художники раннего Ренессанса порою низводили возвышенное до степени обыденного. Возвышенное — гордость человека, возникающая благодаря преодолению страха в процессе веры. В истории эстетической мысли прекрасное и возвышенное не только противопоставлялись, но и сближались.

Так, французские эстетики в. Чернышевский полагал, что возвышенное гораздо больше, гораздо сильнее других явлений, с которыми оно сравнимо. Возвышен ураганный ветер, который во сто раз сильнее обыкновенного; любовь, которая силь- 57 нее мелочных расчетов и побуждений.

Возвышенное это:

Эти непокоренные силы сфера несвободы порою грозны. Между этими крайностями — веер оттенков возвышенного. Какую же ценность для человечества имеют высокие горы, океаны, космические просторы, если они еще не освоены?

Социокультурная природа страха 87 в целом зависимы от тех чувств, которые они питают в отношении будущего, и страх перед . и сущностных потребностей социального субъекта и показано, что источником страха .. выделяет, изолирует, сублимирует или делает возвышенным запрещенное.

В имплицитной эстетике см. Эстетика понятие возвышенного появилось в греческой античности в связи с понятием энтузиазма божественного воодушевления, которое приписывалось провидцам, поэтам, живописцам, или восхождения к божественной идее прекрасного — у платоников , а также в риториках, где оно означало один из стилей речи — высокий, величественный, строгий. Эти идеи подытожил в сер. Оратор для достижения возвышенного должен не только искусно владеть всеми техническими правилами составления фигур и оборотов речи, но и субъективно быть предрасположенным к возвышенным мыслям, суждениям, страстным переживаниям, патетическому настрою.

Эстетическое сознание в византийско-православном ареале было как бы промодулировано феноменом возвышенного, поэтому на первый план в эстетике выдвинулись такие категории, как образ , икона, символ, знак, выполняющие прежде всего анагогическую возводительную , то есть духовно-возвышающую функцию, а прекрасное было осмыслено как символ божественной Красоты и путь к Богу.

Искусство и эстетическая сфера в Византии и средневековых православных странах фактически функционировали в модусе возвышенного. Так, аббат Сен-Дени Суггерий 12 в. В эксплицитной эстетике систематическое осмысление возвышенного начинается с трактата Э. Бёрк утверждал, что прекрасное и возвышенное имеют противоположные природы. Если прекрасное основывается на чувстве удовольствия, то возвышенное — на чувстве неудовольствия.

Объекты, их вызывающие, также во всем противоположны. Все, что возбуждает ужас в человеке, может, по Бёрку, быть источником возвышенного.

Кунгер Светлана Владимировна эстетика: курс лекций мозырь 2006

Первоначально возвышенное было осмыслено не как эстетическая категория, а как стилистическая фигура риторики. В веке ученик известного греческого ритора Аполлодора Цецилий, родившийся всицилийском городе Калакты, написал сочинение"О возвышенном", где рассматривались специальные правила возвышенного стиля, вопросы техники ораторской речи, классифицировались стилистический фигуры и тропы. Стилистические принципы ораторского искусства, выдвигавшиеся Цецилием, легко были распространены им на литературу, находившуюся под большим влиянием риторики.

Впечатление, производимое на нас возвышенным в природе,-- страх и . Какое чувство производит громадная гора в человеке Чувство .. Потому глупость -- главный предмет наших насмешек, главный источник комического .

Представления о возвышенном, выступая во взаимосвязи с общими понятиями об эстетическом идеале, природе прекрасного и эстетическом отношении искусства к действительности, исторически изменчивы. В истории эстетической мысли возвышенному давалось множество определений. Оно характеризовалось как нечто ни с чем не сравнимое, уникальное, исключительное. Иногда оно приравнивалось к ужасному, подавляющему волю человека.

Нередко возвышенное рассматривалось как проявление божественной воли. Существовало мнение о том, что возвышенное вызывает в человеке восторг, смешанный с чувством страха, зависит от состояния человека, круга его интересов. Изначально, в античности, возвышенное рассматривалось только как риторический прием. Согласно идеям Псевдо-Лонгина, возвышенное приближает человека к величию божества, запечатлевает людей в памяти и дарит им бессмертие.

Бёрк, человеку свойственно испытывать три состояния: Человек может обнаружить каждое из этих состояний без всякой мысли о его отношении к чему-либо. Именно эти простые, изначальные состояния, а также их комбинации, лежат в основе всех эстетических восприятий человека. Чувство возвышенного, с точки зрения Э.

2. Основные категории эстетики

Однако они обобщали, скорее, опыт восприятия явлений природы, чем поступки и действия человека в процессах его взаимодействия с миром. Природа представала перед человеком, как нечто несоизмеримое с его силами и возможностями. Поэтому за возвышенным и низменным с самого начала закреплялась функция количественных отношений с идеалом в эстетическом восприятии, чувствах, вкусах, сознании, в отличие от прекрасного и безобразного, обобщавшими качественные отношения реальности с идеалом в пределах меры и человеческой соразмерности.

Возвышенное же предстает, как безмерное и чрезмерное.

Природа понималась как нечто противостоящее человеку. Вот и сегодня смысл возвышенного и гротескового тесно связан с изменением Но при этом мы должны не потерять то чувство страха, которое всегда ассоциировалось с познанием природы, страха и Вот где источник опасений, страха. Эта.

Возвышенное возвышенное —одна из главных категорий классической эстетики, характеризующая комплекс неутилитарных взаимоотношений субъекта и объекта, как правило, созерцательного характера, в результате которых субъект испытывает сложное чувство восхищения, восторга, благоговения и одновременно страхе, ужаса, священного трепета перед объектом, превосходящим возможности его восприятия и понимания. В имплицитной эстетике см. Эстетика понятие возвышенного появилось в греческой античности в связи с понятием энтузиазма божественного воодушевления, которое приписывалось провидцам, поэтам, живописцам, или восхождения к божественной идее прекрасного—у платоников , а также в риториках, где оно означало один из стилей речи—высокий, величественный, строгий.

Эти идеи подытожил в сер. Оратор для достижения возвышенного должен не только искусно владеть всеми техническими правилами составления фигур и оборотов речи, но и субъективно быть предрасположенным к возвышенным мыслям, суждениям, страстным переживаниям, патетическому настрою. Эстетическое сознание в византийско-православном ареале было как бы промодулировано феноменом возвышенного, поэтому на первый план в эстетике выдвинулись такие категории , как образ , икона , символ , знак , выполняющие прежде всего анагогическую возводительную , т.

Искусство и эстетическая сфера в Византии и средневековых православных странах фактически функционировали в модусе возвышенного. Так, аббат Сен-Дени Суггерий 12 в. В эксплицитной эстетике систематическое осмысление возвышенного начинается с трактата Э. Бёрк утверждал, что прекрасное и возвышенное имеют противоположные природы. Если прекрасное основывается на чувстве удовольствия, то возвышенное — на чувстве неудовольствия. Объекты, их вызывающие, также во всем противоположны. Все, что возбуждает ужас в человеке, может, по Бёрку, быть источником возвышенного.

Идеи английского мыслителя были активно восприняты немецкими философами.

Природа возвышенного

Ситуация угрозы бывает как реальной, так предполагаемой. Неизвестность и непредсказуемость новой ситуации — это всегда угроза для нашего привычного существования. А неизвестность — это кормушка для любого страха.

Исследование вопроса: предшествует ли в суждении вкуса чувство О модальности суждения о возвышенном в природе .. которое имеет свой источник только в рефлектирующей способности суждения. Ибо Однако можно считать предмет страшным, не испытывая страха перед ним, если мы судим.

Природа страха Человеческое подсознание, сформированное и воспитанное еще в каменном веке в суровых условиях борьбы за существование, не любит рисковать. Если существует хоть маленькая угроза благополучию организма, то происходит автоматическое включение реакции страха, включая весь комплекс психологических и физиологических изменений в организме. Зачастую ответ оказывается заведомо сильнее, чем потенциальная опасность, однако природа, создавая этот инстинкт, по-видимому, считала, что для организма лучше перестраховаться, чем пропустить сигнал об опасности и погибнуть.

В жестокой борьбе за существование с хищниками или конкурентами в дикой природе организм не имел права на ошибку, однако в современном обществе угроза биологической гибели весьма редка, и чаще всего речь идет всего лишь об изменении социального статуса. Человеческое сознание идентифицирует тревожную информацию как опасную и запускает совершенно не соответствующую ей по силе и поэтому бесполезную реакцию тревоги или страха, которая приносит больший вред, чем причина, ее вызвавшая.

Способы борьбы со страхом: Основатель этого метода французский психиатр П. Дюбуа предлагал следующие основополагающие принципы: Эффективность метода рациональной терапии не всегда столь высока, как хотелось бы. Это связано с тем, что убеждения человека испытывающего страх представляют собой более устойчивую структуру, нежели рациональные представления.

Возвышенное

Эстетическое — системообразующая метакатегория эстетики 2. Проблема прекрасного в эстетике. Прекрасное и безобразное 3. Эстетическое прекрасное в истории эстетики, прекрасное и польза, прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое в жизни и искусстве, катарсис, природа комического, юмор, сатира, сарказм, остроумие, гротеск, парадокс.

ВОЗВЫШЕННОЕ – одна из главных категорий классической эстетики, чувство восхищения, восторга, благоговения и одновременно страха, Все, что возбуждает ужас в человеке, может, по Бёрку, быть источником возвышенного. Если понятие прекрасного в природе связано прежде всего с формой.

Возвышенное в истории эстетической мысли Возвышенное в истории эстетической мысли. Трактат Цецилия не дошел до нас. По традиции, неизвестного автора условно называют Псевдо-Лонгином. Псевдо-Лонгин отмечает духовные источники возвышенного: Эпоха Средневековья Эпоха Средневековьясвязывала возвышенное с Богом. Характерно доказательство Ансельмом Кентерберийским существования Бога. Но в понятие о высшем благе входит бытие, ибо небытие — не благо, а зло.

Художники раннего Ренессансапорою низводили возвышенное до степени обыденного. Высокий Ренессанс Высокий Ренессанспревозносит человеческое, раскрывает в человеческом титаническое, божественное. Возвышенное — гордость человека, возникающая благодаря преодолению страха в процессе веры. Противопоставлял прекрасное возвышенному и Ф. В истории эстетической мысли прекрасное и возвышенное не только противопоставлялись, но и сближались.

Борев Ю. Эстетика: Учебник

Оно называется властью, если преодолевает сопротивление того, что и само обладает могуществом. Природа, рассматриваемая в эстетическом суждении как могущество, не имеющее над нами власти, динамически возвышенна. Для того чтобы мы считали природу динамически возвышенной, ее следует представлять себе как возбуждающую страх хотя не каждый предмет, возбуждающий страх, признается нашим эстетическим суждением возвышенным.

Исходным материалом является трактовка трепета как изнанки страха, которая это страхом, это уже трепетное отношение к природе и окружающему миру. При этом важно отличать чувство нуминозного от чувства возвышенного, . В поисках источника возникновения чувства священного трепета мы.

Прекрасное, красивое, изящное, безобразное. С античных времен в эстетике преобладает представление о прекрасном как об объективно существующем. Прекрасное для древнегреческих философов — это не субъективное представление и не иллюзия, это реальность. Всеобщее античное уважение к космосу, ко всем его мельчайшим частям, отношение ко всему окружающему как к величайшему творению сказалось на эстетических представлениях.

Пифагорейцы, например, считали, что прекрасное связано с космосом и определяется гармонией. Концепция Вселенной Гераклита диалектична и включает в себя эстетическую картину мира здесь философия и эстетика выступают как прекрасное — вечно меняющееся и обновляющееся, гармония — динамическое равновесие. Оно ни прекрасно здесь, ни безобразно там Прекрасное выступает здесь как вечная идея, чуждая изменчивому миру вещей. Такое понимание прекрасного вытекает из философской концепции Платона, утверждавшего, что чувственные вещи — тени идей.

Идеи же —неизменные духовные сущности, составляющие истинное бытие. Аристотель, в отличие от Платона, полагал, что прекрасное не объективная идея, а объективное качество явлений:

Муж, дети,деньги.. Чем больше желание доказать кому-то что-то , тем больше страха. Природа страха

    Жизнь вне страха не только возможна, а абсолютно достижима! Узнай как избавиться от страхов, нажми здесь!