Технократия и технофобия

Технократия и технофобия

О технократизме в ХХ веке сказано многое — почти всё. В настоящее время ясно, что корпус инженерно-технических специалистов оставил заметный след в событийной и интеллектуальной истории минувшего века. Инженерная деятельность воплотилась в многообразные формы техносферы, определила облик современной цивилизации и оказала специфическое влияние на ход состоявшейся истории. Бесспорный вклад социальной группы инженеров в облик современного общества, однако неоднозначен, и в ряде социально-философских и ценностно-мировоззренческих аспектов требует уточнения, без которого трудно однозначно судить о перспективах цивилизационного и духовно-нравственного прогресса. При этом очевидно, что для дальнейшего поступательного развития человечеству необходима опора на деятельность свободной и интеллектуально преуспевающей социально-профессиональной общности, состоящей из инженеров-личностей. И тут век преподнёс нам парадокс. Ряд инженеров по базовому образованию оказались причастными к выполнению профессионального долга лишь номинально. Многие вчерашние инженеры были вовлечёны в процессы реального или иллюзорного идеологического воздействия на ход социальных процессов в роли квази- или параинженеров [2], выполняющих специфические административно-управленческие функции в технически развитых обществах. Предопределено ли это изменением профессионального статуса и социальной позиции инженерного корпуса, расширением технического и социального отчуждения или воздействием мощных политических процессов — это другой вопрос. В данном случае нас интересует социальный результат этих изменений:

Лекция: Вопрос 35. Технологический детерминизм. Технократия и технофобия

Способы изложения правовых норм в статьях нормативных актов. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Отношение человека к миру техники неоднозначно. Вторжение техники во все сферы человеческого бытия иной раз порождает безудержную апологию техники, своеобразную психологию техницизма. Исходной предпосылкой техницизма является убеждение в том, что современный мир — это мир технический, а техника представляет собой систему средств, с помощью которых можно и нужно решать любые цивилизационные проблемы и задачи.

с одной стороны, сциентизм и технократизм и, с другой стороны, антисциентизм и технофобию. Если сциентизм и технократизм с развитием науки.

Понятие техники и ее роль в истории философии. Философия техники и ее проблемы. Количество просмотров публикации Вопрос Техника — это общее название различных приспособлений, механизмов и устройств, не существующих в природе и изготовляемых человеком. Техника относится к сфере материальной культуры. Это — обстановка нашей домашней и общественной жизни, средства общения, защиты и нападения, все орудия действия на самых различных поприщах.

Бон различает несколько способов действия, придавая особое значение целенаправленной деятельности, в которой успех достигается указанием в предшествующем рассуждении руководящего средства. Однако античные философы уже осмысливали технику как проблему, ставя вопросы о происхождении дара творения техники, о цели технической деятельности, о природе сотворенных человеком предметов.

Развитие ремесла и мануфактурного производства стали одной из предпосылок развития экспериментального математизированного естествознания. Развернувшаяся промышленная революция производит глобальные изменения во всей общественной системе. Разнообразные масштабные последствия развития техники обращают на нее внимание теоретиков. В это время начинает развиваться техническое знание.

Его основатели — т. Например, в марксизме техника — нейтральный элемент в системе социальных отношений, но активный в преобразовании природы, как элемент производительных сил.

Более подробно техника использования матрицы многокритериальной оценки изложена в учебном пособии на стр. Стремительное развитие техники обусловило ее всеобъемлющее влияние на современный мир. Воздействие техники испытывают такие социальные сферы, как экономика, экология, наука, политика и даже искусство. Как феномен техника выступает в виде машин и орудий, но сегодня также — как технические сооружения и даже техническая среда.

Раскройте сущность технократизма и технофобии. Технократизм - концепция, согласно которой управлять обществом в интересах всех его членов.

Что такое технократизм и технофобия? Как можно охарактеризовать современную цивилизацию с точки зрения взаимодействия человека и техники? В процессе великих научных открытий вклад техники в цивилизацию приветствовался технократическая концепция. Когда же стало нарастать беспокойство по поводу последствий развития техники, появился интерес к концепциям контролируемого ее развития технофобия. Она ослабляет способности человека, подчиняет его себе, делает своим придатком, укорачивает жизнь человека.

В техническом обществе нет места человеку, его вытесняет техника, заменит все естественное искусственным. А мы ее не контролируем. Развитие приведет к угрожающим для человечества последствиям. В технике человечество аккумулировало свой многовековой опыт, методы познания и преобразования природы. Цель техники — преобразование природы в соответствии с целями человека на основе его нужд и желаний.

ТЕОРИИ ТЕХНОКРАТИЗМА

Техника и ее роль в истории цивилизаций Ключевые слова: Техника, ее роль и функции в истории цивилизаций. Философия техники и ее проблемы. Понятие системы хозяйствования и ее историческая динамика. Понятие и структура способа производства.

неравновесная - равновесная - статистическая - эволюционная Техника Технократизм Техносфера Технофобия Техноценоз Тихогенез Тождество.

Технологический детерминизм и технофобия Понятие детерминизма Детерминизм от лат. Он рассматривает вопросы о законах природы, о взаимодействии природы и общества, о движущих силах общественного развития, влиянии общества и отдельных его подсистем на искусство, науку, мораль, на формирование и деятельность человеческих индивидов. Центральной проблемой детерминизма является вопрос о существовании и действии законов. Признание законов, по существу, означает возможность научного познания природы и общества, возможностей науки, научно-ориентированной адаптации человека к различным процессам.

Отрицание законов, напротив, стимулирует взгляд на природу и общество как на полностью неуправляемые и непредсказуемые процессы. Применительно к социуму такой взгляд часто возникал из попыток выявить специфику социальных процессов по сравнению с природными, подчеркнуть значение деятельности людей, индивидуального творчества для социальной истории. Эта тенденция не преодолена полностью, хотя упрощение общественных законов стимулируется не механикой, а преимущественно биологией.

Особую методологическую трудность представляет трактовка законов, выводимых из взаимодействия человеческих отношений.

Культурологические и историософские направления в философии ХХ в.

В мировоззренческом плане глобальные проблемы есть знаковый сигнал того, что человечество может исчезнуть из бытия как таковое, а эта возможность неосуществима без техники. В философии техники в контексте глобальных проблем различимы противоположные методологические установки, основными из которых являются технологический детерминизм и детерминизм социально-антропологический. При анализе этих установок можно выяснить, что они есть теоретическое следствие принятия исследователями либо метафоры мира в качестве механизма техническое мировоззрение , либо мира в качестве живого организованного целого органицистское мировоззрение.

Особое внимание следует уделить первой из них, поскольку именно её социальные проявления провоцируют сами глобальные проблемы. В техническом мировоззрении техницизме на уровне аксиом полагается, что общественный человек есть порождение универсума — мирового механизма; значит, человечество полностью обусловлено таким механизмом, поэтому кризисные явления в отношениях системы человек — общество — природа есть результат незнания или невыполнения законов функционирования этого механизма.

Отражение социальных процессов в германоязычной литературе: технофобия Ф. Кафки и технократизм Б. Келлермана Текст научной статьи по.

Философия науки и техники: Технологический детерминизм и технофобия Понятие детерминизма Детерминизм от лат. Он рассматривает вопросы о законах природы, о взаимодействии природы и общества, о движущих силах общественного развития, влиянии общества и отдельных его подсистем на искусство, науку, мораль, на формирование и деятельность человеческих индивидов. Центральной проблемой детерминизма является вопрос о существовании и действии законов.

Признание законов, по существу, означает возможность научного познания природы и общества, возможностей науки, научно-ориентированной адаптации человека к различным процессам. Отрицание законов, напротив, стимулирует взгляд на природу и общество как на полностью неуправляемые и непредсказуемые процессы. Применительно к социуму такой взгляд часто возникал из попыток выявить специфику социальных процессов по сравнению с природными, подчеркнуть значение деятельности людей, индивидуального творчества для социальной истории.

Эта тенденция не преодолена полностью, хотя упрощение общественных законов стимулируется не механикой, а преимущественно биологией. Особую методологическую трудность представляет трактовка законов, выводимых из взаимодействия человеческих отношений. Маркс полагал, что ручная мельница является отражением модели общества с сюзереном во главе, паровая машина соответствует обществу промышленного капитализма хотя эти аналогии не имеют продолжения, что свидетельствует об ограниченности подобной детерминации.

Согласно концепции технологического детерминизма вырисовывается иная картина.

Генезис"технократической концепции" и ее влияние на кризисное сознание в.

Техника и технологии, их роль в современном обществе. Техника есть совокупность артефактов искусственно сделанных объектов , создаваемых в качестве орудийных средств материального производства и обслуживания духовных, бытовых и других непроизводственных потребностей общества. История становления современного человека связана с усложнением и развитием феномена техники. В доиндустриальном обществе техника выступает как искусное ремесло. Эти умения, навыки, знания, являющиеся достоянием замкнутого круга лиц, чаще всего не получают высокой общественной оценки.

социальные предпосылки и последствия (позитивные и негативные). Становление информационного общества. Технократизм и технофобия.

Философия науки и техники: Технофобия, или страх перед техникой, — это установка, согласно которой техника рассматривается как основная причина отчуждения человека от природы, от самого себя. Такая позиция выражает негативное отношение к технике: Технофобия зародилась в год рождения техники, и связано это было с возможностью использовать технику как во благо, так и во вред. Так и современная философия в технике отмечает как доброе, так и злое начало: Как видим, она одновременно оказывается и благом для человека, и его проклятием.

В средневековой Европе технофобия получает сильный импульс в виде фактически поощряемой церковью идеи о сатанинском происхождении технических новаций. Талантливые изобретатели, архитекторы-строители и другие люди, занятые подлинной творческой деятельностью, открыто или негласно обвинялись в сговоре с дьяволом, которому они якобы продавали свою душу. В эпоху первоначального накопления капитала в Европе технофобия приобретает новое измерение, которое можно охарактеризовать как социально-экономическое.

Цеховая форма организация труда, обычная в тот период, могла выжить, лишь оказав сопротивление техническому прогрессу, так как свободное развитие техники неминуемо привело бы к разрушению и ликвидации традиционного производства. Поэтому технические новинки допускались лишь в той мере, в какой они не представляли собой угрозы для существования цеховой организации. В противном случае их уничтожали или запрещали, а над их создателями учиняли расправу.

Известно, например, что изобретателя ленточного станка по указанию городских властей города Данцига ныне — Гданьск утопили, а его станок оказался под запретом в течение двух столетий. В США технофобия в виде машинофобии проявилась даже в годы Великой депрессии —е гг.

Генезис"технократической концепции" и ее влияние на кризисное сознание в

Вторжение техники во все сферы человеческого бытия иной раз порождает безудержную апологию техники, своеобразную психологию техницизма. Исходной предпосылкой техницизма является убеждение в том, что современный мир — это мир технический, а техника представляет собой систему средств, с помощью которых можно и нужно решать любые цивилизационные проблемы и задачи. Гейбор основную установку техницизма суммировал в законе технической цивилизации: Техницизм истолковывает все виды человеческой деятельности технически.

В технофобии не только декларируется враждебность техники к науке, школы, процесс формирования технократического сознания связывают с.

Технократия и технофобия Технологический детерминизм придает технике и технической деятельности абсолютный статус в качестве основания функционирования и развития общества. Он, как философская установка, возводит технику в ранг главной если не единственной причины, обуславливающей и однозначно определяющей собой все аспекты или стороны общественной и культурной жизни и тенденции их развития, начиная с экономики и политики и кончая искусством и философскими представлениями.

Поэтому уровень развития техники провозглашается им главным или даже единственным показателем критерием развития общества и культуры. Обычно различают две основные формы технологического детерминизма: Технологический эвдемонизм от греч. Он абсолютизирует ее значение в качестве источника благосостояния людей и односторонне рассматривает ее как средство освобождения и возвышения человека. Технологический алармизм от фр. Именно она явилась той зловещей силой, которая разрушила духовность человека, отчудила его от собственной сущности и в, конечном итоге, поработила его.

Следует отметить, что технологические детерминисты не являются единственными, кто признает за технику детерминирующую функцию в качестве фактора общественного развития. Так, например, марксисты также утверждают, что техника выполняет такую функцию, однако в отличие от первых, они не абсолютизируют ее значения, не придают технике статус главного или единственного, детерминирующего общественное развитие начала.

Технократия — в общем значении господство техники. Одно из направлений общественной мысли, предписывающее технике определяющую роль в социальной жизни и утверждающее, что лишь индустриализация способна рациональным способом регулировать и совершенствовать жизнь общества и личности.

Технократизм

Философия техники — это формирующийся раздел философской науки, основное содержание которого составляет философская рефлексия по поводу феномена техники. Таким образом, философия техники в основном сводится к вопросу о применении философии к технике, то есть к вопросу о том, как теоретические модели, закономерности всеобщего характера, методы, идеи, накопленные философией, обращаются на технику как на особый предмет исследования.

Истоки философии техники прослеживаются в трудах древних философов, но систематическое философское исследование феномена техники началось в лишь конце ХХ — начале ХХ в. Маркс разрабатывали сущностные характеристики технических средств в русле идеи опредмечивания.

Технофобия как идея (представление), выражающая собой негативное отношение человека к технике, фактически зародилась вместе.

В зависимости от конкретного имени, каким авторы называли новую технократическую элиту общества, можно выделить несколько этапов в эволюции технократизма. Отцом первой традиционной технократической концепции был Т. Подчеркивая"ключевую важность" конфликта между бизнесом и индустрией, Веблен считал необходимым"индустриальный переворот", в результате которого фактическая власть должна была перейти от предпринимателей к техническим специалистам, а капиталистическое общество превратится в технократическое.

Идеи Веблена имели широкое распространение среди научно-технических специалистов американского общества в - начале х. Затем их сменили идеи"революции менеджеров", которые пропагандировались в работах Берли, Бернхэма см. В е появляются концепции индустриального, единого индустриального общества, где впервые провозглашается, что технологический рай на земле уже построен, общество перестало быть как капиталистическим, так и социалистическим: Однако вскоре стало очевидным, что наряду с добром научно-технический прогресс см.

Концепция индустриализма как рая земного рухнула, уступив вскоре место концепциям постиндустриализма и научной интеллигенции как новой элите.

Техника как социальное явление. Техницизм и технофобия.

Главная Случайная страница Полезное: Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин?

Детерминизм (от лат. determino – определяю) – это учение о связи и взаимообусловленности явлений действительности. Он рассматривает вопросы о.

Философия науки и техники. Технологический детерминизм и технофобия Теория технократического преобразования общества Технофобия как средство демонизации техники Детерминизм от лат. Он рассматривает вопросы о законах природы, о взаимодействии природы и общества, о движущих силах общественного развития, влиянии общества и отдельных его подсистем на искусство, науку, мораль, на формирование и деятельность человеческих индивидов. Центральной проблемой детерминизма является вопрос о существовании и действии законов.

Признание законов, по существу, означает возможность научного познания природы и общества, возможностей науки, научно-ориентированной адаптации человека к различным процессам. Отрицание законов, напротив, стимулирует взгляд на природу и общество как на полностью неуправляемые и непредсказуемые процессы.

Дипрессия и самооценка. Жак Фреско Проект Венера

    Жизнь вне страха не только возможна, а абсолютно достижима! Узнай как избавиться от страхов, нажми здесь!